Самолёт, который не должен был летать: история немецкого Do 335 Pfeil

Он не должен был взлететь. Слишком тяжёлый, слишком сложный, слишком необычный. Даже по меркам конца Второй мировой войны, когда инженеры нацистской Германии создавали один фантастический проект за другим, Do 335 Pfeil выглядел как нечто из параллельной реальности.

Два двигателя — один спереди, другой сзади.
Один тянет, другой толкает. Между ними — пилот, словно пассажир машины времени.

Рождение «Стрелы»

Конструктор Клаудиус Дорнье, уже имевший репутацию гения авиации, предложил создать самолёт с необычной схемой — «толкающе-тянущей» установкой.
Такая конструкция должна была устранить главный недостаток обычных двухмоторных самолётов — сопротивление воздуха и асимметрию при отказе одного двигателя.

Работы начались в 1942 году, а уже 26 октября 1943-го прототип Do 335 Pfeil («Стрела») впервые поднялся в небо над аэродромом Менген.
Зрители не аплодировали — они просто не поняли, что увидели.
Перед ними летел самолёт, который по скорости мог соперничать с реактивными истребителями, оставаясь при этом поршневым.

Скорость, опередившая время

Во время испытаний Do 335 достигал скорости более 770 км/ч, что делало его самым быстрым поршневым истребителем в истории.


Он легко уходил от преследователей, обладал отличной управляемостью и мог выполнять пикирование, недоступное другим машинам того времени.
При этом пилоты отмечали удивительно мягкое управление и минимальную вибрацию.

Вооружение тоже впечатляло: два 20-мм пушки и одна 30-мм автоматическая пушка позволяли поражать как бомбардировщики, так и бронетехнику.

Однако у самолёта была и тёмная сторона — сложнейшая конструкция.
Два двигателя, длинный вал, системы охлаждения, управление задним винтом — всё это делало «Стрелу» дорогой и капризной.
Кроме того, она требовала редких материалов и квалифицированного обслуживания, которых у Германии к 1944 году уже не было.

Машина, пришедшая слишком поздно

Первые серийные Do 335 поступили в части Люфтваффе в самом конце войны — весной 1945 года.
Но их было слишком мало — всего около 40 машин.
Они просто не успели повлиять на ход событий.
Союзники уже стояли у Берлина, а немецкие заводы лежали в руинах после массированных бомбардировок.

Тем не менее, захваченные самолёты вызвали у американских и британских инженеров настоящий шок.
Конструкция Do 335 была настолько продвинутой, что многие идеи позже нашли применение в реактивной авиации США и Европы.

Наследие и легенда

После войны единственный уцелевший экземпляр Do 335 попал в руки американцев и был доставлен в США в рамках операции «Скрепка».
Сегодня этот самолёт можно увидеть в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института — как напоминание о том, насколько далеко могла зайти инженерная мысль, даже в тени войны.

Do 335 стал символом немецкого стремления создать «оружие чудес» — слишком поздно, чтобы изменить ход истории, но достаточно рано, чтобы стать легендой.
Он воплотил в себе парадокс Второй мировой: технический гений, заточенный на войну, который опередил время, но не смог спасти прошлое.